Воскресенье, 29.09.2024, 21:24 Приветствую Вас Гость


Deviance

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Календарь
XXXDing0XXXДата: Вторник, 10.01.2012, 21:48 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
1. СЧЁТ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ. История календаря в России
«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам ; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени. При счёте времени в истории нужны два параметра: 1. меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;2. расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».Календари в узком смысле бывают трёх типов:1. солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.2. лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ3. лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа. Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории. Летосчисления не только в прошлом, но и ныне многочисленны не только в разных странах мира, но и даже в отдельных, как, например, в Индии. В России применялось до 1700г. летосчисление ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА, а после, и до сего дня - ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Сейчас в России государственной системой счёта времени является календарь в узком смысле - григорианский в сочетании с эрой от Рождества Христова. Такая система счё-та времени принята и в ООН. Истоки такого календаря уходят в глубокое прошлое: в эпоху древнего Рима и даже ещё глубже - в историю мировой цивилизации.
Правитель Рима - Юлий Цезарь - провёл в 45-м году до н.э. реформу кален-даря, в результате которой возник ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. День вступления в силу нового календаря - 1-е января - стал отныне в Римской державе началом нового года вместо 1-го марта по существовавшей у римлян многовековой традиции (предыдущий год - 46-й до н.э., а тогда в Риме 708-й от ОСНОВАНИЯ РИМА - закончился т.о. «досрочно», т.е. через 10 месяцев, а не через полагающихся 12, после своего начала). Прежний римский календарь был весьма сложный и запутанный. Поэтому новый - юли-анский календарь - имел в своей основе более простой египетский, в котором год состо-ял из 12-ти месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 дней в конце года - праздники, - итого 365 дней в году. На основе астрономических расчётов александрийского (в Египте) учёного Созигена, что оборот Земли вокруг Солнца - год - составляет 365,25 суток, в юлианском календаре через 3 обычных, идущих подряд года по 365 суток, каждый 4-й - високосный - 366 суток. ВИСОКОСНОСТЬ определялась ФЕВРАЛЁМ, который был до реформы Цезаря последним месяцем года в прежнем римском календаре (позже - это 29-е февраля). Это основная сущность юлианского календаря. Другие черты ю.к. могли позже меняться, и свой окончательный вид он получил, став официальным календарём христианской церкви по решению её Первого Вселенского Собора в г. Никея в 325г. Правда, однажды, почти в самом начале появления ю.к. была нарушена даже его основная сущность: вскоре после убийства в 44-м году до н.э. Цезаря в Римской державе високосными стали не каждые 4-ые, а каждые 3-ьи годы, и ошибка была исправлена римским правителем Октавианом Августом на рубеже нашей эры тем, что 15 лет подряд не было високосных годов до 8-го года н.э.; таким образом, правильное употребление юлианского календаря началось с 1-го марта 4-го года нашей эры (4-й г. н.э. только «теоретически» високосный, в реальности он не был високосным).
Ставший с IVв. н.э. церковным календарём, когда христианство стало господ-ствующей религией Римской империи, а после разделения империи – государственной религией Восточной Римской (Византийской) империи, ю.к. приобрёл свой окончательный вид в тесной связи с историей христианской религии и церкви. В нём отразились, наряду с природно-астрономическими, как и в других календарях, чертами (в году 12 месяцев, т.е.полных оборотов Луны вокруг Земли) и исторические, как римские и египетские, так и шумерско-вавилонские. Одни из них были ещё до Цезаря заимствованы римлянами, другие, как, например, 7-дневная неделя, через иудейскую традицию оформившаяся в христианскую «седмицу», вошли в ю.к. уже позже, как и третьи, уже чисто христианские (напр., день церковного новолетия , т.е. начало нового года - 1 сентября по ю.к.,..так как в этот день в 312 году римский император Констан-тин одержал победу над своим противником, приказав перед битвой своим воинам нашить на грудь крест, и после таких событий не только прекратил гонения на христиан, но и фактически превратил христианство в государственную религию Римской империи, за что был канонизирован Церковью как Равноапостольный). Разделение суток на 24 часа, часа на 60 минут, минуты на 60 секунд обусловлено существованием в древнем Шумере 2-х систем счёта – 6 и 10-чной, использовавшимися вавилонскими учёными в их календарно-астрономических расчётах во II-I тыс. до н.э.
Летоисчислений же, не только в древности, но и сейчас в мире много, на-пример, только в одной стране Индии их несколько. В древнем Риме несколько веков применялось летоисчисление от основания Рима (753\754 г. до н.э.), у античных греков – от года первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.), но христианская церковь, став госу-дарственной религией в Римской империи при Константине Равноапостольном и взяв государственный юлианский календарь своим официальным, установила своим официаль-ным летоисчислением особое – от сотворения мира, дату которого, как предполагают учёные, вычислили путем математического расчёта, приняв за основу 532-летний период (великий индикт) повторяемости дат пасхи в церковной пасхалии. Это летоисчисление ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА в Константинопольском варианте – за 5508 лет до Рождества Христова – остаётся официальным в Русской православной церкви до сих пор в сочета-нии с юлианским календарём. Эта система счёта времени -юлианский календарь и эра от сотворения мира –стала после крещения Руси Владимиром Святым в 988 году, как и в православной Византии, не только церковной, но и государственной на Руси и в России до Петра 1
. В Западной же Европе, где утвердился католицизм после окончательного раскола христианской церкви в 1054 году на православие и католицизм, начинает применяться с юлианским календарём эра ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА наряду с эрой от сотворения мира, а потом и вместо неё. Год рождения Христа был вычислен римским монахом Дионисием Малым в VI веке, у которого это 753/754 год от основания Рима. Этот год он предложил считать 1-м годом ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть Рим основан в 754/753 году до Рождества Христова. Такое летоисчисление -ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (от Р.Х.),или НОВАЯ ЭРА (н.э.)- с одобрения римских пап и утверждается в католической Европе, но в православной Византии (как и на Руси) не была признана каноничной (возможно, из-за неточности вычисленной Дионисием Малым даты рождения Христа). (Неточность, по-видимому, сделана Дионисием сознательно, чтобы високосные годы по НОВОЙ ЭРЕ были кратными «4» для удобства счёта).
А в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл в католической церкви ре-форму юлианского календаря, в результате которой появился и утвердился в католиче-ских, а потом и в протестантских странах ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Причиной реформы был чисто церковный вопрос пасхалий. По церковному правилу, установленно-му Первым Вселенским Собором христианской церкви в 325 году, день Пасхи - 1-е воскресенье после первого весеннего полнолуния, то есть наступившего не ранее весен-него равноденствия, которое на рубеже III-IV веков приходилось на 21-е марта по ю.к. Но к XVI веку, согласно составленной, по утверждению Церкви, системе дней праздно-вания пасхи с 532-летним циклом - Пасхалии - дни праздника Воскресения Христова (христианской пасхи), часто оказывались уже после второго, а не первого весеннего полнолуния, потому ,что реальное равноденствие к этому времени приходилось не на 21-е, а на 11-е марта по ю.к., вычисленное (и правильно) тогдашней наукой. Это перемещение произошло. по причине ошибки ю.к. от астрономического года (времени оборота Земли вокруг Солнца) на 11 мин. и 14 сек., что составляет 1 сутки за 128 лет (по данным современной науки): от 300г. до 1582г. прошло 1282 года, т.е. 10 раз по 128, значит, весеннее равноденствие за это время сместилось на 10 суток назад (потому, что в ю.к. «лишние» в среднем за год 11 мин. и 14 сек., т.к. астрономический год не 365 суток и 6 часов ровно, как в среднем год в ю.к., а 365 суток 5 часов, 48 минут, 46 секунд), значит с 21 марта на 11 марта. Римскому папе об этом перемещении было сообщено тогдашними учёными. Кроме того, ему сообщили, что через каждые 135 лет будет и впредь по ю.к. будет происходить смещение дня весеннего равноденствия на 1 сутки назад. Чтобы этот день «вернулся» на своё «законное» 21-е марта, и впредь не смещался с него, и была проведена папская реформа. При этом папа исходил из того, что в прежнем календаре приблизительно за 4 столетия набегает трое лишних суток, (3 раза по 135 лет получается 405 лет), поэтому, чтобы не смещался день весеннего равно-денствия надо заранее, не дожидаясь 135 лет, изымать 1 сутки из календаря через столе-тие, и так 3 раза подряд, а каждое 4-е столетие оставлять без изменения. Иными слова-ми, в новом календаре должно быть за 400 лет не 100 високосных лет, как в прежнем, юлианском, а на 3 меньше, т.е. 97. Поэтому папа приказал:
1) «перепрыгнуть» от ю.к. на 10 дней вперёд; т.о., возникла первоначальная разница между ю.к. и г.к. в 10 суток;
2) не считать високосными те круглосотенные (т.е., кратные 100) годы от Р.Х., число сотен в которых не кратно «4», т.е. 1700-й, 1800-й, 1900-й, 2100-й, и т.д. - именно в эти годы в день 29 февраля по ю.к. происходит увеличение на 1 сутки разни-цы между ю.к. и г.к. по сравнению с предшествующей: в 1700-м году с 10 до 11 суток, в 1800-м - 12 суток, в 1900-м - 13, а 14 суток станет уже через 200 лет - в 2100-м году, но 15 суток разница станет опять через 100 лет, в 2200-м году и т.д.
Во всём остальном григорианский календарь полностью идентичен с юлиан-ским.
Но григорианский календарь намного точнее юлианского. В нём, по данным современной науки, всего лишь на 26 секунд больше, чем в астрономическом году, которые только за 3300 лет составят погрешность в 1 сутки (в юлианском - за 128 лет).
В православной России со времени крещения Руси существенных изменений в счёте времени почти не было, кроме того, что на рубеже 7-8 тысячелетия от сотворения мира (7000-й год - то есть 1492-й год от Р.Х.) указом великого князя московского Ивана III гражданский новый год был перенесён с 1-го марта на 1-е сентября, т.е. совмещён с церковным новолетием. Такое положение продолжалось до Петра 1. Последний раз в России отметили в государственном масштабе новый год по летоисчислению от сотворения мира - 7208-й - 1-го сентября по ю.к., когда в большинстве стран Западной Европы шёл 9-й месяц 1699-го года от Р.Х., который начался, - согласно западно-римской государственной традиции со времени Юлия Цезаря, - 1-го января (по григорианскому календарю). А через 4 месяца по указу Петра 1 в России 1-го января по ю.к. опять отметили новый год, но уже 1700-й от Р.Х. (В Западной Европе в этот день было уже 11-е января по г.к. 1700-го года от Р.Х.). Таким образом, Пётр 1 ввёл в России европейское летоисчисление - от Рождества Христова, т.е. НОВУЮ ЭРУ.
Но календарь в узком смысле остался в России прежний - юлианский - вплоть до конца империи, в основном из-за отрицательной позиции в отношении григо-рианского календаря Русской православной церкви. Поэтому, только с приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, отделивших церковь от государства, вопрос замены юлианского календаря на григорианский в Советской России перестал быть проблемным. И Декретом Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ленина в Советской России после 31 января 1918 года с 00 часов следующего дня вводится григорианский календарь, т.е. наступает не 1-е, а 14-е февраля 1918 года. С этого дня в России действует НОВЫЙ СТИЛЬ, т.е. григорианский календарь, а юлианский календарь отныне - это СТАРЫЙ СТИЛЬ, который до сих пор в своих внутренних делах использует официально Русская Православная Церковь.
Итак, официальной государственной системой счёта времени в Советской Рос-сии, потом в СССР и сейчас Российской Федерации, как и во многих странах мира, является сочетание НОВОГО СТИЛЯ с НОВОЙ ЭРОЙ, т.е. григорианского календаря с летоисчислением от Рождества Христова. Эта система счёта была принята официальной и в Организации Объединённых Наций, созданной в 1945 году и включающей в себе сейчас почти все государства мира.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: