Воскресенье, 29.09.2024, 21:28 Приветствую Вас Гость


Deviance

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
2Россия и её место в мировом цивилизованном процессе
XXXDing0XXXДата: Вторник, 10.01.2012, 21:53 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
2. РОССИЯ И ЕЁ МЕСТО В МИРОВОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis –«гражданский» ) – многозначен. Античные греки и римляне называли так 3-ю ступень развития человечества после 1-й –«дикости» и 2-й – «варварства». Подобный смысл вкладываем и мы в этот термин, понимая под ним достаточно высокий уровень развития и человечества в целом, и отдельных его частей в те или иные исто-рические периоды. С термином «ц-ция» тесно связан термин «культура» - достижения людей в материальной и духовной сферах. И т.о., как в «к», так и в «ц.» различают матер.. и дух.. сферу Более консервативна духовная сфера, но и в ней происходят изменения и заимствования народами одних к-р и ц-ций достижений других.
По данным науки, зарождение человеческой ц-ции происходит на базе развития про-изводящего типа хозяйства. Этому типу хозяйства предшествовал присваивающий тип х-ва с3-мя видами занятий-охота, рыболовство, собирательство – и половозрастным разделением тру-да. Из собирательства – вначале женского (с детьми) занятия - возникло земледелие, основой которого при переходе от мотыжного к пашенному стал мужской труд. Из охоты – мужского занятия – возникло скотоводство, ставшее потом у земледельческих оседлых народов домаш-ним, т.е. преимущественно женским занятием (в отличие от кочевых). Земледелие и скотовод-ство стали основой производящего типа хозяйства. Дальнейшее развитие земледелия и ското-водства (сельское хозяйство) по причине улучшения и усложнения орудий труда и совершен-ствования умений и навыков людей в процессе труда приводит к отделению ремесла от сель-ского хозяйства, а значит и к жизненной необходимости для ремесленников обмена своей продукции на с\х-нную и появлению торговли и города, как центра ремесла и торговли. Город – атрибут понятия «ц-ция»,наряду с ещё двумя другими - государство и письменность. Они возникают как результаты параллельных процессов общественного развития
Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства (сельское хозяйство) по причине улучшения и усложнения орудий труда и совершенствования умений и навыков людей в
процессе труда приводит к к появлению излишка продукции, сверх того, что жизненно необходимо работнику, и возникает возможность изъятия этого излишка от работника и использования как на потребности всего общества (содержание управ-ленцев, защитников от внешних врагов, работников духовной сферы – учителей, людей искус-ства, жречества и т. п.), так и на интересы малой части общества.(эксплуататоров) то есть создаются предпосылки для формирования государства, как общественного института организации и управления. Эти процессы вызывают насущную потребность в сохранении и способе передачи информации и вширь, и через поколения надёжнее, чем «из уст в уста», т. е. приводят к созданию письменности – единственному вплоть до XX в. средству массовой информации. Этапы возникновения и развития письменности1 рисуночное письмо – пиктографическое, 2 идеографическое (иероглифическое – в древнем Египте, Китае и др.. Один значок это чаще всего слово, понятие.
3 фонетическое письмо (знак в нём – символ сочетания нескольких звуков или одного звука – «фон» (англ.) это «звук».(а) слоговое (силлабическое – один значок это слог, напр. в клинописи персов, древнего народа, приобщившегося к месопотамской ц-ции в более позднее время)б) консонантное (система письма из знаков для согласных звуков, правда, часто при этом применяются знаки-указатели наличия гласного звука без его конкретизации, т.е. полуконсонантное письмо).Системы письменности древних народов, имевших долгую письменную традицию, как, например, древнеегипетская или вавилонская, в более позднее время сочетали в той или иной степени элементы идеографического, силлабического и консонантного этапов.в) алфавитная система письма (значок в ней это чаще всего один звук – фон). Создали первый алфавит античные греки – эллины, взяв за основу финикийское консонантное письмо (финикийцы – древний народ мореплавателей на терр. соврем. Ливана) и добавив знаки для гласных звуков. Римляне на основе греческого создали свой латинский алфавит, и от этих двух произошло большинство современных алфавитов (в том числе и русский). )
Науке известно несколько относительно автономных очагов ц.-ции, в которых при-сутствуют все эти три показателя понятия «ц-ция» - город, государство, самобытная письмен-ность. Очаги ц-ции:1 Месопотамия (Междуречье или Двуречье Тигра и Евфрата)¬ с к. IV тыс. до н. э.2 Египет (река Нил) – с к. IV тыс. до н. э. 3 Индия (реки Инд и Ганг) – с к. III тыс. до н.э.4 Китай (реки Хуанхэ и Янцзы) – со II тыс. до н.э.
Наука на данном этапе не может ни опровергнуть, ни доказать происхождение этих 4-х очагов из одного источника, но контакты между ними были уже на самом раннем этапе , но наиболее заметными они были у первых двух, и именно их влияние наиболее существенно на будущие как западно-европейскую так и российскую ц-ции.
В материальной сфере это влияние обнаруживается уже на раннем этапе. Например, уже в трипольской культуре III-II тыс. до н.э. в Поднепровье (соврем. Украина) археологами найдены в посёлках земледельцев зёрна пшеницы, ячменя, проса. Дикие предки этих культур произрастают в районах, примыкающих к этим 2-м очагам ц-ции.
В духовной сфере влияние месопотамского и египетского очагов на российскую и зап.-европ. ц-ции не такое прямое, как в материальной, а опосредованное – через дости-жения античной ц-ции в духовно-гуманитарном плане и родившееся в её рамках христиан-ство, которое стало духовно-идеологическим стержнем как зап-европ. ц-ции (в форме като-лицизма, а позже и протестантизма), так и российской (в форме православия). Основой христианского учения является Священное Писание, то есть Библия (с греч. – «Книги»). (В православии и католицизме, в отличие от протестантизма, ещё признаётся «священное предание», то есть труды «отцов церкви» и решения церковных соборов).
Библейские сюжеты (о сотворении мира, о всемирном потопе и др.) наука обна-руживает как у самого раннего народа – у шумеров, создателей очага цивилизации в южной Месопотамии в IV-III тыс. до н. э. Страна Шумер (в Библии – Сеннаар по-гречески или Шинеар по-еврейски) располагалась тогда в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, впадавших в Персидский залив раздельно (ныне это часть южного Ирака, ниже которой эти реки сливаются в одно русло – реку Шатт-эль-Араб, текущую 110 км по созданной их наносами суше). Шумер состоял из многих городов-государств со своей сельской округой, соперничавших между собой. Хотя шумеры не объединились в одно государство, они создали высокую культуру, очаг месопотамской ц-ции. Созданная ими клинопись (форма и система письменности на глиняных табличках) была перенята многими народами месопотамской ц-ции, несмотря на то, что шумерский язык по данным лингвистов не обнаруживает родства ни с одним из известных науке древних языков, как и из современных языков. Шумерская к-ра позже станет базой для вавилонской к-ры II-I тыс. до н.э., достижения к-рой станут достоянием не только месопотамской, но и более поздних ц-ций (напр., античной, византийской и др.). Непосредственными продолжателями культуры шумеров стали народы семитской языковой группы (язык вавилонян относится к ней же). Семиты около сер. 3-го тыс. до н.э. появляются с сев.-запада в юж. Месопотамии, оседая и переходя к земледелию, втягиваясь под влиянием соседних шумеров в цивилизационный процесс, создают свои города, один из к-рых Аккад в 24-23 в.в. до н.э. объединяет как семитские, так и шумерские города-государства , образовав впервые единое государство в южной Месопотамии, в к-ром и население Шумера постепенно переходит на язык семитов – аккадский. Позже один из семитских городов распавшегося Аккадского царства – Вавилон - станет столицей в 18 в. до н.э. при царе Хаммурапи Вавилонского царства на большей части Месопотамии и продолжит шумеро-аккадские культурные традиции. Хотя военно-политич. лидерство Вавилона было кратковременным (в 18-м в. до н.э. и в 6-м в. до н.э.), его научно-культурные достижения были так грандиозны, что Вавилон оказался светочем культуры и ц-ции в древнем мире на многие века. Его язык аккадско-вавилоно-ассирийский, стал не только языком науки и культуры семитоязычных государств древнего мира, но и фактически международным до времени Александра Македонского (до конца 4-го века до н.э.).А в качестве культового вавилонское жречество использовало мёртвый шумерский язык. Шумеро-вавилонское и египетское влияние на окрестные и даже более отдалённые народы привело к образованию во II-I тыс. до н.э. в Юго-Западной Азии, северной Африке и южной Европе фактически единой ц-ции, к-рую можно условно назвать переднеазиатско-средиземноморской. В ней, особенно вначале, лидерство было в основном за народами афразийской (т.е. семито-хамитской) языковой семьи – египтянами и семитами (вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, амореи, евреи, халдеи и т.д.). Но потом, уже со 2-го тыс. до н.э. и особенно в 1-м тыс. до н.э. значительную роль и даже зачастую лидирующую в ней начинают играть индоевропейские народы: первыми были хетты в 17 – 13 в.в. до н.э.(Малая Азия – современ. Турция) и греки-ахейцы с сер. 2-го тыс до н.э. (о.Крит и др. о-ва и берега Эгейского моря) потом в 1-м тыс. до н.э. персы, парфяне, мидийцы, скифы ит.д. Вступившие на путь ц-ции под влиянием египетского и месопотам-ского очагов греки-эллины и римляне создали в 1-м тыс. до н.э. создали античную ц-цию, к-рая внесла огромный вклад в мировой ц-ционный процесс, оказала большое влияние на зап.-европ. и российскую ц-ции и через них на всю современную ц-цию.
Antiqua – по-латински «древний». Только применительно к грекам-эллинам и римлянам употребляется этот термин (античность), а по отношению к другим древним народам и ц-циям применяется «древний» на своих языках.
Античная ц-ция датируется VIII в. до н.э.в – V в. н.э., то есть до падения Запад-ной Римской империи(476 г. н.э.).
Народы греческой языковой группы вошли в средиземноморскую ц-цию во II тыс. до н.э., известны в науке под названием крито-микенская культура, имели письмен-ность и слоговую, и иероглифическую, к-рые позже были забыты; вскоре после Троянской войны (ок. 1200 г. до н.э.) с XII до IX в. до н.э. – «тёмные века» греческой истории: упадок городов, культуры, разрушение государственности (вместо неё «военная демократия» без писаных законов с нормами так наз. «обычного права», - то есть фактически возврат от ц-ции к ступени «варварства»).
Причины такого явления и внутренние и внешние (вторжение с севера Балкан отсталых греч. племён – дорийцев). Но с VIII – VII вв. до н.э. всплеск греческой активности, начало колонизации во всём Средиземноморье, зарождение античной ц-ции и формирование её основной особенности – полисной системы (полис – это город-государство с сельской округой), при которой запрещено рабство сограждан в отличие от других древних рабовладельческих ц-ций с распространённым долговым рабством. Античные греки – эллины создали алфавитную письменность (не возвращаясь к прежним системам) и, опираясь на достижения как др.-египетской так и вавилоно-месопотамской культур заложили основы античной ц-ции, к-рыми воспользовались римляне, и были потом продолжены в огромной Римской империи в первые века нашей эры. Но до этого в IV в.до н.э. Македония, объединив все греческие полисы, вместе с эллинами во главе с царём Александром завоевала большую часть египетско-месопотамской ц-ции и даже основное ядро индийской ц-ции - от Египта на западе до Индии на востоке, - в результате чего в к. IV – II-м вв. до н.э. возник эллинистический мир (эпоха эллинизма). Эллинизм – это сплав древних восточных культур от Египта до Индии с греческой к-рой при верховенстве греческого языка и к-ры. Под влиянием эллинской к-ры находился почти с самого своего основания Рим (753 г. до н.э.). Будучи соседом греческих полисов на Апеннинском п-ове, он фактически развивался как полис и сохранил многие черты полисной системы даже став империей и великой мировой державой, включившей в свой состав основную часть эллинистического мира. В результате к началу н.э. античная ц-ция фактически вмещалась в границах Римской империи, к-рая стала колыбелью христианства - 2-й по времени возникновения мировой религии, под влиянием к-рой и ныне находятся большинство народов Европы (в том числе и России), Америки, Австралии и некоторые народы Африки и Азии. Как и 3-я по времени возникновения мировая религия – ислам (VII в. н.э.), христианство имеет истоки в древнееврейской религии – иудаизме.
В древнем иудаизме древнешумерские мифы (о всемирном потопе, ковчеге и т.п.) присутствовали, надо полагать, потому, что, согласно легендарной иудейской традиции, праотец еврейского этноса Авраам был выходцем (в начале 19 века до н.э.) из к тому времени уже семитоязычного древнешумерского города Ура и мифы с его исторической родины были перенесены им в «землю обетованную» ( т.е. «обещанную богом») – Палестину, и потом, возможно, многие столетия спустя, обновлены во время так называемого «вавилонского пленения» в 6-м веке до н.э.
«Священное Писание» древнего иудаизма (собрание книг различного содержа-ния, как по древнееврейской истории, так и религиозно-философских, публицистических, даже художественных, отобранных к 5 – 3 в.в. до н.э. и объявленных «боговдохновенными» - составившее древнееврейский канон) было переведено с др.-еврейского языка на др.-греческий в 3 – 2 в.в. до н.э., как гласит христианское предание, семьюдесятью двумя еврейскими «толковниками» (переводчиками), сделавшими этот перевод безупречно каждый в одиночку, изолированно, под стражей, по приказу египетского царя Греко-македонской династии Птолемеев (по преданию, если бы царские филологи обнаружили в этих 72-х вариантах перевода хоть единственное несовпадение, то все переводчики были бы казнены). Именно этот перевод, называемый Септуагинта (в названии отражено слово «семьдесят» по-гречески), состоящий из 50-ти книг, был принят в первые века н.э. христианской церковью в качестве 1-й части под названием «ветхий завет» своего Священного Писания – Библии (второй частью Библии стал «Новый завет» из 27 книг).
Монотеизм в христианстве является наследием от древнего иудаизма, правда, ра-дикальным образом переосмысленный. Иудаизму, особенно на раннем этапе, присущ ско-рее не монотеизм, а генотеизм (от латинского genus – род), то есть Иегова вначале был бог рода Израилева, еврейского этноса, и богам других народов нецелесообразно было покло-няться. Дальше чужие боги объявляются ложными, а свой бог единственным; то есть моно-теизм древнего иудаизма – это однобожие, а в христианстве монотеизм трактуется как единобожие (то есть, Бог один для всех народов).
Другим источником христианской теологии (богословия) стала греческая фило-софия, в частности учение о Логосе (Слово) в догмате о Святой Троице второй её ипостаси – Бога-Сына.
Возникнув в Палестине, в среде иудаизма, христианство вскоре выходит за их пределы и быстро распространяется наиболее всего среди эллинизированных слоёв населе-ния Римской Империи, испытывая гонения римских властей до 312 года. После прекраще-ния гонений императором Константином (позже канонизированном Церковью, как Равно-апостольный), христианство становится с IV в. н.э. государственной религией в Римской империи. В некоторых странах за пределами Римской империи (Эфиопия – в то время государство Аксум, Армения, Грузия) христианство стало госуд. Религией раньше, чем в Римской империи, т.е. оно приобрело характер мировой религии, что отражалось проведением в течение нескольких столетий Вселенских соборов (съездов) христианской церкви, начиная с I-го (Никейского – в городе Никея в Римской империи) 325 года до VII-го в VIII веке. Но, несмотря на это накапливались различия внутри христианства даже в пределах бывшей Римской империи, разделившейся в 395-м году на 2 части: Западную Римскую со столицей – Рим, всё более дряхлевшую и рухнувшую под ударами варваров в 476 году, и Восточную Римскую империю (Византийскую) со столицей Константинополь (Второй или Новый Рим, ставший при императоре Константине Равноапостольном с 330-го года столицей тогда ещё неразделённой Римской империи), построенной по приказу Константина на месте эллинской колонии Византий на берегу пролива Босфор. Эти различия увеличились в связи с образованием на землях павшей Зап. Римской империи варварских королевств в 5 – 8 веках, а потом созданием в 800-м году Карлом Великим при участии римского папы в Западной Европе Священной Римской империи ( и это при существовавшей тогда многовековой законной Римской, то есть Византийской, империи), что вызвало противостояние римскому папе четырёх равноценных ему патриархов в Византии, приведшее в конце концов к окончательному расколу в 1054-м году христианской церкви на западную ветвь – католическую, возглавляемую римским папой и восточную – православие, то есть ортодоксальное направление (ortodoxia – с греческого означает «прямое учение» ) в Византии и у народов, находившихся под её влиянием. Католицизм стал идеологическим стержнем зародившейся в 9 – 11 веках западноевропейской ц-ции, к-рая позже врезультате великих географических открытий 15 – 16 веков и колониальных захватов заняла лидирующие позиции в мире. Православие, ставшее основой византийской ц-ции, было принято Киевской Русью в ходе крещения 988 года сыграло огромную роль в становлении древнерусской государственности и потом стало одним из важнейших факторов в формировании российской ц-ции. Базируясь на основе др.-рус.государственности и культуры, российская ц-ция органично включила в себя культуры многих коренных народов евразийских территорий (в основах этих культур лежат как традиции христианства, так и традиции ещё двух мировых религий – ислама и буддизма), впитала в себя, особенно со времени Петра 1,достижения зап.-европ. ц-ции и стала самобытной и заметной частью мирового цивилизационного процесса и современной ц-ции. Хотя стержнем российской государственности и духовности русского этноса явилось православное христианство, российская цивилизация формировалась как евразийская, включая в себя народы различных духовных традиций, в том числе и двух других мировых религий – ислама и буддизма-ламаизма, органично уживающихся в рамках этой ц-ции.
Современная же ц-ция стала глобальной, всепланетарной. Ведущую роль в про-цессе глобализации сыграла западноевропейская ц-ция, к-рая со времени великих географических открытий (XV-XVI вв.) расширилась сначала на Америку и Австралию (Новый Свет), а потом в результате колониальной экспансии втянула в этот процесс Азию и Африку. Значительный вклад в процесс глобализации наряду с европейскими народами, в том числе и русским - внёс еврейский народ, большинство которого приверженцы своей национальной религии – иудаизма.
Учитывая ведущие позиции в мировой финансово-экономической жизни и особенно в экономике сверхдержавы США представителей еврейского народа (не менее 70 % фин-нансов США составляет еврейский капитал), а также то обстоятельство, что христианство (как идеологический стержень и Западно-Европейской цив-ции в форме католицизма и протестантизма, и российской в форме православия) своим возникновением связано с историей и религией еврейского народа, то можно сказать, что лидерство в современном мире за иудео-христианской цив-цией.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: