XXXDing0XXX | Дата: Вторник, 10.01.2012, 21:55 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
| 4. СЛАВЯНЕ. Первые славянские просветители. Христианизация славян. Вопрос об этногенезе славян остается до сих пор спорным, но по данным лингвис-тов славянский язык отпочковался от Балтской группы индоевропейской языковой семьи во 2-ом тыс. до н.э., но сам термин «славяне» появляется в истории не раньше н.э., а уже во 2-й половине 1го тысячелетия. Около 520 года на Византию из-за Дуная обрушились народы, которые названы «склавены» и родственные им «Анты». Готский историк 6-го века Иордан народом, родственным «склавенам» и антам считает «венедов» или «венетов», и т.о. история славян удревняется приблизительно на 500 лет, потому что о Венедах оставили сведения римские авторы 1-го – 2го веков н.э., это: историк Тацит (1-й в. н.э.), писатель Плиний Старший (1-й в. н.э.) и географ Птоле-мей (2-й в. н.э.). В термине «склавен» учёные видят славян. Так как о начальной истории славян сведений мало, то целесообразно использовать в качестве общей схемы, выявляющей закономерности рождения и становления народов на нашей планете теорию этногенеза (этнос – народ, генез – рождение) Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. По теории этногенеза возраст этносов в среднем 1200-1500 лет от пассионарного толчка, которые происходят на земном шаре 2-3 раза в тыс-тие, когда по линии этого толчка на пол-земного шара и шириной 300 - 500км, вследствие мутации рождаются сверхэнергичные индивидуумы - пассионарии (от испанского passio – страсть), к-рые сво-ей энергичностью увлекают и сплачивают всё большее и большее количество людей, сре-ди которых формируется новый стереотип поведения – и этот процесс является зарожде-нием и становлением нового этноса. Фазы этногенеза по Гумилеву. 1) Подъем (0-300 лет), т.е. 300лет от момента пассионарного толчка - начало и формирование этноса из не менее чем 2х субстратов. 2) Акматическая (после300-до600 лет от момента толчка) – период наивысшей энергичности этноса. 3) Надлом (VII – IX вв.от момента толчка) резкое снижение энергичности, сопро-вождающееся резнёй внутри этноса, гражданскими войсками и др. В этом пе-риоде очень многие этносы гибнут. 4) Инерционная (между IX – XIII веками от момента толчка) - постепенное сни-жение энергичности. Это наиболее благоприятный период в жизни этноса, как бы «золотая осень» в истории этноса 5) Обскурация (в XII-XIII веках со времени рождения этноса) - энергичность меньше нуля, это распад этноса. 6) И возможна регенерация, т.е. возрождение этноса, как бы открывшееся «второе дыхание» чаще всего на относительно небольшой исторический срок – на 13 – 15м веках жизни этноса, после которого обычно следует окончательный распад этноса. Но при благоприятных исторических условиях (непривлекательность для активных молодых этносов территории обитания старого этноса, природная труднодоступность – суровый климат, горы, острова, джунгли и т.п. – при склонности старого этноса к самоизоляции) возможна фаза 7) Мемориальная, т.е.жизнь в равновесии с окружающей средой даже многие века (например, народы Крайнего Севера России) По мнению Гумилёва, началом славянского этногенеза был пассионарный толчок накануне начала нашей эры, протянувшийся по линии земного шара от соврем. Швеции через центр. Европу, Малую Азию, Палестину и далее на юг в Африку. Возле этой линии в первые века н.э. складываются народы, активность которых была главной причиной эпохи великого переселения народов. Среди них были славяне. Предполагаемая прародина славян это северные склоны Карпат, истоки Вислы и её притоков.
Субстраты славянского этноса: 1 Венедский (Балты?, Кельты? Или праславяне?) 2 Кельтский (Карпы, бойи в соврем. Чехии - Богемия) 3 Иранский (Скифский) 4 Фракийский и иллирийский – на севере Балкан 5 Балтский 6 Финно-Угорский. В отличие от Готов, находившихся на линии пассионарного толчка, этногенез сла-вян начался немного в стороне от линии толчка и несколько позже, то, следова-тельно, славяне вышли на историческую арену позже, но зато широко распростра-нились от прародины за 3-8века, т.е в фазе Подъема и Акматической до фазы над-лома. Славяне распространились на север до Балтики, на запад до Одера и Эльбы (по-слав. – Одра и Лаба, полабские славяне), на юге - до юга Балкан, на северо-востоке - до озера Ильменя, на востоке - до верховья Волги и ее притока Оки, на юго- востоке до левых притоков Днепра и правых Дона. Причины такого широкого распространения славян возможно в ментальности и осо-бенности общественного устройства славян: большая терпимость к др. народам, наличие соседской общины на ранних этапах формирования, в отличие от германских, кельтских и др. народов Европы. У Славян не родовая община, а соседская и многоженство (полигамия). В отличае от Готов, славяне не находились на линии пассионарного толчка и получи-ли импульс пассионарности опосредованно, потому и выходят на историческую арену позже чем готы, и при этом они не переселялись, как готы, а расселялись, не теряя связи с родным ландшафтом, следовательно были более устойчивы во времени и потому не ис-чезли в фазе надлома, а вышли из нее только с чуть ослабевшими этническими связями в инерционную фазу, но поэтому из отдельных частей сложились новые родственные этно-сы, продолжившие цикл славянского этногенеза (это болгары, сербы, поляки, древнерус-ский этнос), т.е. эти народы сформировались после выхода из фазы надлома. Если у этноса не создалась государственность в фазе подъема, то уже в Акматической фазе гос-ность создать практически невозможно, и потому гос-ность возникает у славян-ских этносов при выходе из надлома в инерционную фазу (Русь, Болгария, Чехия). И толь-ко эпизодически зародыш гос-ности у славян проявлялся до инерционной фазы лишь при внешней угрозе: например, VII в. – государство Само (его центр в Чехии) - против Авар и франков. VII в. – у Дулебов (Волынян, Украина), эпизод гос-ности - (против_авар-обров) Сведения о славянах: с VI в. у Византийских историков: Прокопий Кесарийский; Маврикий Стратег или Псевдомаврикий, готский - Иордан. Все эти авторы отмечают необычайную выносливость, свободолюбие, и героизм сла-вян, даже женщин. По археологическим данным у славян трупосожжение, а не трупоположение (после смер-ти человека сжигали, а не хоронили). Три родственных этноса: 1. Склавены – средний Дунай, Балканы; 2. Анты – северо-восточнее устья Дуная, Приднепровье; 3. Венеды – севернее Карпат. Эти этносы стали основным ядром для возникновения 3-х ветвей славянства. Склавены – южных Славян Венеды – западных Славян Анты – восточных славян. Еще Византийские авторы, отмечая опасность для них от славян подчеркивали, что анты в воинском деле даже превосходят Склавенов, и при этом частые ссоры между ними и использовали их соперничество в своих целях, для ослабления славян. Первые славянские гос-ва – Моравская держава и Болгарское царство – IX в. Конец IX в. – Киевская Русь. В IX в. – славянство особенно заметно склоняется к христианству. За души славян боро-лись и Византийское православие и Папа Римский (католицизм). Моравский князь Ростислав, испытывая натиск немецких епископов (католиков), присланых Папой, обратился к Византии с просьбой прислать учителей слова божьего на родном для его подданных языке, т.е. проповедников, знающих славянский язык. И около 863 г. в Моравию прибыли «Солунские братья»: Константин (Кирилл) и Мефодий. Первые славянские просветители Кирилл и Мефодий были из города Солунь (ныне Салоники на северо0востоке Греции). Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки, т.е. письменности. Известны 2 азбуки, звучащие одинаково: глаголица и кириллица. До середины XX в. преобладало мнение, что Солунские братья создали кириллицу, но на сегодняшний день большинство ученых склоняется к мнению, что глаголица древнее и именно ее создали (или основательно усовершенствовали) Кирилл и Мефодий. «Словене» - те, кто понимает слово.Это одно из объяснений этнонима (имени этого наро-да). Но не от СЛАВЫ. Однако много сторонников и такого объяснения. Создание азбуки не было самоцелью братьев, а она нужна как средство для более широкого и успешного распространения знаний, прежде всего христианского учения сре-ди славян. Вследствие этого возник Старославянский язык – язык первых переводов рели-гиозных текстов с греческого языка на славянский. Он стал культовым (религиозным, бо-гослужебным) языком у православных славян на века, а также книжным, научным. Цер-ковнославянский язык – это вариации старославянского у разных православных народов. Под влиянием ст.-слав. Языка и церк.-слав. Языка сформировался Древнерусский язык – язык светской, нецерковной лит-ры, на основе живого разговорного языка восточных Славян, то есть наших предков. У славянских народов, связи которых с Византией были затруднены, впоследствии утвердился католицизм, ( у всех западных славян - Поляков, Чехов, Словаков, у южных, к-рые находились на западе Балкан: Словенцы, хорваты; это произошло даже у тех, у кого поначалу распространялось православие (в Моравской державе, у Чехов и Словаков) утвердился католицизм. А у другой части южных славян – в центральной и восточной части Балкан (подальше от Рима, поближе к столице Византии – Константинополю) православие смогло удержаться – это у сербов, черногорцев, македонцев и болгар. У восточных Славян (в Киевской Руси) утвердилось православие после крещения в 988г. Владимиром Святым.
|
|
| |