Воскресенье, 29.09.2024, 21:16 Приветствую Вас Гость


Deviance

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Киевская Русь
XXXDing0XXXДата: Вторник, 10.01.2012, 21:57 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
6. Киевская Русь.
Этапы древнерусской государственности.
Киевская Русь считается раннефеодальным государством восточных славян, в на-чале распавшаяся с 30-х г.г. XIIв. на 12 – 15 княжеств, дробившихся в свою очередь даль-ше, почти на 100 (к середине XIVв.).
Этапы древнерусской государственности:
I. Формирование предгосударств у славян восточной Европы в форме союзов племен (древляне, поляне и т.п.) VIII – IX в.в. Зарождение государственности.
II. Начало формирования единого государства: Киевская Русь
862г. – призвание Рюрика в Новгород
882г. – захват Олегом Киева
862 (882) – 988г. Т.е. до крещения Руси
1. Ранний этап: Олег – Игорь до 945г. Полюдье – сбор дани, т.е. княжеская власть ведет себя по отношению к подвластному населению, как в завоеван-ной стране.
2. Правление Ольги: создание основ государственного управления («уроки ус-тави» - размер дани – налог). Быстрое распространение христианства.
III. Классический этап: от 988 – 1054г.г. Владимир Святой (980 – 1015г.)
Ярослав Мудрый (1019 – 1054г.)
Укрепление основ государственности под заметным влиянием христианства (православия), появление свода законов «Русская правда» при Ярославе на сме-ну обычному праву (неписанные правила, нормы, традиции)
IV. Ослабление древнерусского государства, выразившееся в лестничной («лест-вичной») системе (передача власти после смерти старшего следующему по старшинству из всего рода) переходя из своего города в более главный (до Кие-ва). После смерти последнего брата на вел. престоле – сыновья старшего брата, потом сыновья второго, потом третьего – если доживут до своей очереди.
V. Формирование и закрепление удельной системы (каждый правит закрепленной за ним землей не переходя из нее после смерти старших), ставшей источником раздробленности Руси; она с 1097г. – Любечский съезд князей, где произошел раздел Руси на уделы, и утвержден принцип («каждо да держит отчину свою»).
с 1097г. до 30 г.г. XII в.
VI. Период феодальной (политической)раздробленности. До конца XIV – XV в. Правда, и до этого времени бывали не раз случаи утраты единства, сперва вследствие племенного сепаратизма, а потом из-за усобиц в княжеском роду, но они сменялись периодами, если не полного, то хотя бы относительного единства.
У Игоря с Ольгой 1 сын Святослав, после его гибели в 972 г. остались 3 его сына: старший – Ярополк в Киеве до 980, но убит Владимиром, ранее погиб от Ярополка сред-ний брат Олег.
Владимир Святой, сын Святослава и ключницы Малуши (ключница княгини Оль-ги, ставшая наложницей Святослава, - но не женой), брат которой Добрыня - воевода у Святослава - стал опекуном своего племянника, посланного Святославом княжить в Нов-городе по просьбе его жителей, откуда тот, набрав Варягов, в 980г. овладел Киевом (убив своего брата Ярополка, князя Киева в 972 – 980 гг.).
В начале он проводит политику языческой реакции в Киеве, после правления Оль-ги (христианки). Из множества богов Владимир утвердил только 6 во главе с Перуном, но, поняв неэффективность язычества склоняется к христианству при поддержке основной части Киевского общества.
Владимир выбрал Православие из Византии по причинам, как экономическим – православная Византия была самым доступным и ближайшим крупным торговым партнё-ром – так и другим, главная из к-рых в том, что именно православие более всего соответ-ствовало менталитету древнерусского этноса, и этот вывод вытекает из летописной легенды о выборе религии (ислам от Волжских бояр; Католицизм от немцев; православие из Византии; иудаизм от хазар); только рассказ о православной вере грека-философа очень понравился Владимиру, а его послов очаровало благолепие службы по православному обряду в храме Святой Софии в Царьграде-Константинополе (столице Византии).
Значение крещения Руси:
1. - Укрепление государственности благодаря монотеизму (один бог; один его представитель на земле).
- Одной идеологии для подданных.
Крещение Киева 988 г. без особых восстаний.
Крещение Новгорода 989 г. – «огнем и мечом».
2. Огромный толчёк в развитии цивилизованности, культуры:
а. Широкое распространение грамотности
б. Храмовое строительство – скачек архитектуре
в. Борьба с пережитками языческого прошлого:
- ограничение – запрещение кровной мести
- утверждение моногамной семьи
- осуждение и ограничение рабства
- борьба с суевериями
3. Укрепление международного авторитета.
Период правления Владимира, его сына Ярослава Мудрого и частично правнука Владимира - Владимира Мономаха с сыном Мстиславом Великим, закрепился в истории как идеал для стремления последующих поколений к единой государственности, что и способствовало в конечном итоге образованию единого Российского государства, а пози-ция христианской церкви с ее идеологией единения способствовала этому процессу, рус-ская церковь во времена раздробленности оставалась главной силой, связывавшей рас-павшиеся части страны, при этом сама церковь сохраняет в течение столетий свое единст-во.
Хотя на Руси принято православие из Византии, но даже с самого начала на Руси проявляются самобытные особенности: сначала в том, что утверждается Кирилло-Мефодиевская традиция (терпимость к некоторым оттенкам в православии и христианст-ве). Правда, в русской церкви неантагонистические противоречия проявлялись в вопросе между вселенскостью в православии и патриотичностью. Патриотичная линия больше выражалась в позиции Киево-Печерской лавры, а другая линия вокруг митрополичьей кафедры («митра» - головной убор (шапка) у митрополита ). По-видимому, вначале митрополит Киевский – глава Русской церкви - при Владимире был подчинен не Византийскому патриарху, а Охридскому (Охрид – город на Балканах в Болгарии) архиепископу, но с 1037 года и до середины XV века, русская православная церковь была в составе константинопольского патриархата и митрополит на Русь ставился константинопольским патриархом. Кафедра митрополитов сначала находилась в Киеве.
Потом в 1299 – 1326г.г. – во Владимире- на- Клязьме
С 1326 г. – в Москве, хотя титул долго ещё оставался – митрополит Киевский и всея Руси .
После флорентийской (Флоренция – город в Италии где была подписана уния) унии 1439г. (Византия и православие признали главенство папы римского и символ като-лической веры, правда, сохраняя православную обрядность) прежнего митрополита от-правили в Рим.
С 1448г. – избирают главу русской православной церкви митрополита из своей среды без утверждения патриархом, т.е. русская церковь стала автокефальной (самостоя-тельной).
А с 1589г. церковь стал возглавлять патриарх с одобрения 4-х патриархов право-славных, на тот момент.
Единство Руси, не будучи прочным, эпизодически терялось еще и до XII в., наибо-лее заметным было фактическое отделение на более чем сто лет (с 1021 г. до 1128 г.) от единой Руси Полоцко-Минского княжества, правителя которого в 1021г. признал незави-симым Ярослав Мудрый и, фактически, Русь была разделена на два гос-ва. Но с 1024 по 1036 г. было еще и третье, где правил брат Ярослава Мстислав, пришедший из Тмутарака-ни, с центром в Чернигове. Правда, после смерти Мстислава Ярослав объединил его вла-дение со своим. Т. о., относительное единство Руси продержалось ещё до 30-х годов XII века
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: