XXXDing0XXX | Дата: Вторник, 10.01.2012, 21:57 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
| 6. Киевская Русь. Этапы древнерусской государственности. Киевская Русь считается раннефеодальным государством восточных славян, в на-чале распавшаяся с 30-х г.г. XIIв. на 12 – 15 княжеств, дробившихся в свою очередь даль-ше, почти на 100 (к середине XIVв.). Этапы древнерусской государственности: I. Формирование предгосударств у славян восточной Европы в форме союзов племен (древляне, поляне и т.п.) VIII – IX в.в. Зарождение государственности. II. Начало формирования единого государства: Киевская Русь 862г. – призвание Рюрика в Новгород 882г. – захват Олегом Киева 862 (882) – 988г. Т.е. до крещения Руси 1. Ранний этап: Олег – Игорь до 945г. Полюдье – сбор дани, т.е. княжеская власть ведет себя по отношению к подвластному населению, как в завоеван-ной стране. 2. Правление Ольги: создание основ государственного управления («уроки ус-тави» - размер дани – налог). Быстрое распространение христианства. III. Классический этап: от 988 – 1054г.г. Владимир Святой (980 – 1015г.) Ярослав Мудрый (1019 – 1054г.) Укрепление основ государственности под заметным влиянием христианства (православия), появление свода законов «Русская правда» при Ярославе на сме-ну обычному праву (неписанные правила, нормы, традиции) IV. Ослабление древнерусского государства, выразившееся в лестничной («лест-вичной») системе (передача власти после смерти старшего следующему по старшинству из всего рода) переходя из своего города в более главный (до Кие-ва). После смерти последнего брата на вел. престоле – сыновья старшего брата, потом сыновья второго, потом третьего – если доживут до своей очереди. V. Формирование и закрепление удельной системы (каждый правит закрепленной за ним землей не переходя из нее после смерти старших), ставшей источником раздробленности Руси; она с 1097г. – Любечский съезд князей, где произошел раздел Руси на уделы, и утвержден принцип («каждо да держит отчину свою»). с 1097г. до 30 г.г. XII в. VI. Период феодальной (политической)раздробленности. До конца XIV – XV в. Правда, и до этого времени бывали не раз случаи утраты единства, сперва вследствие племенного сепаратизма, а потом из-за усобиц в княжеском роду, но они сменялись периодами, если не полного, то хотя бы относительного единства. У Игоря с Ольгой 1 сын Святослав, после его гибели в 972 г. остались 3 его сына: старший – Ярополк в Киеве до 980, но убит Владимиром, ранее погиб от Ярополка сред-ний брат Олег. Владимир Святой, сын Святослава и ключницы Малуши (ключница княгини Оль-ги, ставшая наложницей Святослава, - но не женой), брат которой Добрыня - воевода у Святослава - стал опекуном своего племянника, посланного Святославом княжить в Нов-городе по просьбе его жителей, откуда тот, набрав Варягов, в 980г. овладел Киевом (убив своего брата Ярополка, князя Киева в 972 – 980 гг.). В начале он проводит политику языческой реакции в Киеве, после правления Оль-ги (христианки). Из множества богов Владимир утвердил только 6 во главе с Перуном, но, поняв неэффективность язычества склоняется к христианству при поддержке основной части Киевского общества. Владимир выбрал Православие из Византии по причинам, как экономическим – православная Византия была самым доступным и ближайшим крупным торговым партнё-ром – так и другим, главная из к-рых в том, что именно православие более всего соответ-ствовало менталитету древнерусского этноса, и этот вывод вытекает из летописной легенды о выборе религии (ислам от Волжских бояр; Католицизм от немцев; православие из Византии; иудаизм от хазар); только рассказ о православной вере грека-философа очень понравился Владимиру, а его послов очаровало благолепие службы по православному обряду в храме Святой Софии в Царьграде-Константинополе (столице Византии). Значение крещения Руси: 1. - Укрепление государственности благодаря монотеизму (один бог; один его представитель на земле). - Одной идеологии для подданных. Крещение Киева 988 г. без особых восстаний. Крещение Новгорода 989 г. – «огнем и мечом». 2. Огромный толчёк в развитии цивилизованности, культуры: а. Широкое распространение грамотности б. Храмовое строительство – скачек архитектуре в. Борьба с пережитками языческого прошлого: - ограничение – запрещение кровной мести - утверждение моногамной семьи - осуждение и ограничение рабства - борьба с суевериями 3. Укрепление международного авторитета. Период правления Владимира, его сына Ярослава Мудрого и частично правнука Владимира - Владимира Мономаха с сыном Мстиславом Великим, закрепился в истории как идеал для стремления последующих поколений к единой государственности, что и способствовало в конечном итоге образованию единого Российского государства, а пози-ция христианской церкви с ее идеологией единения способствовала этому процессу, рус-ская церковь во времена раздробленности оставалась главной силой, связывавшей рас-павшиеся части страны, при этом сама церковь сохраняет в течение столетий свое единст-во. Хотя на Руси принято православие из Византии, но даже с самого начала на Руси проявляются самобытные особенности: сначала в том, что утверждается Кирилло-Мефодиевская традиция (терпимость к некоторым оттенкам в православии и христианст-ве). Правда, в русской церкви неантагонистические противоречия проявлялись в вопросе между вселенскостью в православии и патриотичностью. Патриотичная линия больше выражалась в позиции Киево-Печерской лавры, а другая линия вокруг митрополичьей кафедры («митра» - головной убор (шапка) у митрополита ). По-видимому, вначале митрополит Киевский – глава Русской церкви - при Владимире был подчинен не Византийскому патриарху, а Охридскому (Охрид – город на Балканах в Болгарии) архиепископу, но с 1037 года и до середины XV века, русская православная церковь была в составе константинопольского патриархата и митрополит на Русь ставился константинопольским патриархом. Кафедра митрополитов сначала находилась в Киеве. Потом в 1299 – 1326г.г. – во Владимире- на- Клязьме С 1326 г. – в Москве, хотя титул долго ещё оставался – митрополит Киевский и всея Руси . После флорентийской (Флоренция – город в Италии где была подписана уния) унии 1439г. (Византия и православие признали главенство папы римского и символ като-лической веры, правда, сохраняя православную обрядность) прежнего митрополита от-правили в Рим. С 1448г. – избирают главу русской православной церкви митрополита из своей среды без утверждения патриархом, т.е. русская церковь стала автокефальной (самостоя-тельной). А с 1589г. церковь стал возглавлять патриарх с одобрения 4-х патриархов право-славных, на тот момент. Единство Руси, не будучи прочным, эпизодически терялось еще и до XII в., наибо-лее заметным было фактическое отделение на более чем сто лет (с 1021 г. до 1128 г.) от единой Руси Полоцко-Минского княжества, правителя которого в 1021г. признал незави-симым Ярослав Мудрый и, фактически, Русь была разделена на два гос-ва. Но с 1024 по 1036 г. было еще и третье, где правил брат Ярослава Мстислав, пришедший из Тмутарака-ни, с центром в Чернигове. Правда, после смерти Мстислава Ярослав объединил его вла-дение со своим. Т. о., относительное единство Руси продержалось ещё до 30-х годов XII века
|
|
| |