Воскресенье, 29.09.2024, 21:17 Приветствую Вас Гость


Deviance

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
17Реформы Александра 2
XXXDing0XXXДата: Вторник, 10.01.2012, 22:02 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
Реформы Александра II
1.Причины начала проведения реформ или почему начали их про-водить.
Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петер-бургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколь-ко месяцев – в марте 1856 года.
К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для про-ведения коренной аграрной реформы.
Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуж-дении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эф-фективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натураль-ного к рыночному хозяйству.
Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения-крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия.
В-третьих, страна страна болезненно переживала поражение в Крымской вой-не, которое явилось результатом военного и технического отставания от пере-довых стран мира.
В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать.30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворян-ства, Александр произнес знаменитые слова : “…гораздо лучше отменить кре-постное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”.Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ.
2.Реформы Александра II.
19 февраля 1861 года Александр подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этот же день царь подписал и “Ма-нифест об освобождении крестьян”.
Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми. Однако связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие закона об ос-вобождении ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собст-венников. В течении этого периода крестьяне были обязаны “отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами”,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Одно-го принципиальное отличие этого состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четно регламентировались законом и ограни-чивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепост-ные крестьяне именовались временнообязанными.
С 1 января 1864 года было введено “Положение о губернских и уездных учре-ждениях”. Земства учреждались как всесловные органы местного самоуправ-ления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по бур-жуазному принципу имущественного ценза.
Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой ут-верждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, ад-вокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социаль-ных групп населения. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в ос-новном закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.
В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы на-чальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функ-ционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изу-чению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не да-вали права поступать в университеты.
В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.д. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения –Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.
В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходи-мость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской вой-не. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В соответствии с процессом ре-формирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.
Крымская война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских госу-дарств.
1 января 1874года был издан МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ. Одновременно был издан новый “Устав о воинской повин-ности”.
В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет , и 9 лет – пребывание в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Со-хранялись льготы для дворян , которые служили в основном в офицерском со-ставе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.
В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на “торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола как русскоподданным, так и иностранным.
В 1870 г. было издано “ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”, вводившее всесослов-ное местное управление в городах. Городские думы были бессословными ор-ганами.
3. Каков результат реформ?
Реформы Александра II явились важным шагом в развитии России. Ана-лизируя реформы Александра, следует отметить, что далеко не все, что заду-мывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершен-ными. И все же их следует назвать Великими Реформами, которые имели ог-ромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. Их результат, бесспорно, положителен. Чего стоит только отмена крепостного права. Реформы Александра коснулись многих сторон жизни страны, они за-тронули такие важные сферы, как образование, государственное устройство, армию, судебное дело, торговлю. Реформы, несомненно, явились большим плюсом в развитии государства. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: