Воскресенье, 29.09.2024, 21:27 Приветствую Вас Гость


Deviance

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
хзЧо Культура России первой половины 19 в
XXXDing0XXXДата: Вторник, 10.01.2012, 22:03 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 361
Репутация: 27
Статус: Offline
Культура первой половины XIX в.
Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобра-зование системы народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей — 4-классные уезд-ные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворян-ских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. Центральное место в этой системе занимали университеты: старый, Московский, и новые — Харьковский, Казанский, Виленский, Дерптский, открытые в 1804г.; в Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет. Устав 1804 г. предусматривал широкую автономию университетов; кроме того они стали центрами учебных округов, отвечая за организацию и работу расположенных в нем училищ и гимназий. Особые чиновники, попечители учебных округов, поначалу представляли их интересы в столице, не вмешиваясь во внутренние учебные и организационные вопросы. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет автономию, передав власть над университетом и учебным округом попечителю.
В первой половине XIX в. русская литература постепенно предопределяет свою подража-тельность Западу, становясь при этом все более глубокой, яркой и самобытной. Эти черты проявились уже в романтизме, который в нач. века постепенно вытеснял унаследованные от XVIII в. классицизм и сентиментализм, особенно в творчестве таких поэтов, как В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. С именем А. С. Пушкина, чье раннее творчество развива-лось также в русле романтизма, связана победа нового и самого значительного в русской литературе XIX в. направления реализма: в его стихах и прозе читатель впервые столк-нулся с реальной Россией, с живыми людьми, с их бедами, радостями и заботами (роман "Евгений Онегин", повесть "Капитанская дочка"). Глубоким знатоком человеческой нату-ры, великим мастером психологического реализма показал себя М. Ю. Лермонтов, для творчества которого в то же время характерна романтическая направленность (повесть "Герой нашего времени"), В творчестве Н. В. Гоголя реализм приобрел сатирическую, об-личительную направленность, нередко приводящую к зловещему гротеску; с невиданной прежде силой Гоголь показал темные стороны русской жизни (поэма "Мертвые души", комедия "Ревизор"). И.С.Тургенев в "Записках охотника" показал внутреннюю красоту и значительность крепостных крестьян, исподволь внушая читателям мысль о необходимо-сти перемен.
В изобразительном искусстве также упрочивается романтическое восприятие мира, вели-колепные образцы которого даны в работах О. А. Кипренского (портреты Пушкина и Жу-ковского) и К. П. Брюллова ("Последний день Помпеи", "Наездница", "Автопортрет"). В 1830 — 1840-х гг. в живописи также происходит постепенное становление реализма. Первые шаги в этом направлении были сделаны В. А. Тропининым ("Кружевница", "Гитарист", портрет Пушкина) и А. Венециановым ("Спящий пастушок", "На гумне", "На пашне"), чьи произведения отличались удивительной естественностью и простотой. Вершиной же реализма в живописи 1840-х гг. стали жанровые картины П. А. Федотова ("Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Анкор, еще анкор" и пр.). Особняком стоит трагическая фигура А. А. Иванова — глубоко верующего художника, всю жизнь посвятившего воплощению своих мыслей и чувств в яркой картине "Явление Христа народу".
Отказ от подражательности, поиски своего пути — все это характерно и для русской му-зыкальной культуры, вершиной которой стало творчество М. И. Глинки, создателя нацио-нальной оперы ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила").
В архитектуре позиции позднего классицизма, для которого характерны торжественная монументальность, строгость и простота, оказались прочными. Лучшие его творения пер-вой половины XIX в. отличают цельность и органичность: здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров) и ансамбль Главного штаба (К. И. Росси) в Петербурге. Большой театр (А. А. Михайлов — О. Бове) и отстроенное после пожара здание Московского университета (Д. Жилярди). С конца 1830-х гг. благородная простота этого стиля усложняется чуждой ему декоративностью. Под влиянием теории официальной народности возникает эклектичный русско-византийский стиль (Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, храм Христа Спасителя — все К. А. Тон).
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: